Платные дороги: когда «больше» значит «лучше»

beltollБезопасная трасса, разделительная полоса, качественный асфальт, широкие обочины, внятная и легко различимая разметка, объекты придорожного сервиса — не дорога, а мечта! Ездить по такой — одно удовольствие. А за любое удовольствие кому-то приходится платить. И с 1 августа 2013 года, после внедрения электронного сбора платы за проезд по дорогам Беларуси, эта обязанность легла в том числе и на плечи непосредственных пользователей — владельцев автотранспортных средств. Для кого проезд по белорусским дорогам является платным, как работает система и каковы перспективы ее дальнейшего развития?

На момент введения электронной системы сбора платы за проезд (в нашей стране получившей название BelToll) сам факт существования платных дорог был для Беларуси не нов. Пункты взимания дорожного сбора на трассе М1 Брест — Минск — граница РФ были установлены еще в 1996 г. Водители, чьи авто по закону подпадали в категорию плательщиков, останавливались у шлагбаума, платили в окошко нужную сумму и могли ехать дальше — до следующего пункта. Даже с учетом того, что таких пунктов было всего 4, необходимость останавливаться у каждого «КПП» отнимала у водителей массу времени, создавала всем участникам движения дополнительные неудобства — одним словом, любви к существующей системе не добавляла. При этом транзитные потоки через Республику Беларусь росли — а значит, и нагрузка на существующую дорожную сеть тоже увеличивалась. На ее содержание неизбежно пришлось бы искать дополнительные средства, а значит, выход — расширение сети платных дорог — напрашивался сам собой. Но делать это нужно было на принципиально новом уровне.

Ответом и стало введение в эксплуатацию с 1 августа 2013 г. системы BelToll. На смену шлагбаумам пришла технология специализированной радиосвязи на коротких расстояниях. Благодаря ей необходимость менять полосу, останавливаться или даже просто снижать скорость движения отпала раз и навсегда. Сменившись другой — необходимостью приобретать и устанавливать бортовые устройства, а также своевременно пополнять баланс, с которого списываются средства за проезд по платным дорогам.

Опыт Беларуси: мы не первые, но уникальные

Автоматизация процесса, практически стопроцентная собираемость платежей, отсутствие каких бы то ни было помех для движения транспортных средств (ведь далеко не все автомобили из общего потока имеют обязательства по уплате сборов) — все это делает систему BelToll прогрессивной не только по белорусским меркам, но и по стандартам других стран Европы и мира.

В общем и целом аналогичные проекты — с использованием специализированной радиосвязи на коротких расстояниях посредством бортовых устройств, списанием средств в момент проезда, контролем над сбором оплаты в режиме многополосного безостановочного движения — были реализованы в некоторых европейских государствах (Польше, Чехии, Австрии) раньше, чем в нашей республике. Кроме того, есть примеры стран, где такого рода решения реализованы не полностью, на национальном уровне, а частично. Однако на просторах СНГ Беларусь до сих пор остается единственной страной, где система сбора платы за проезд в режиме безостановочного многополосного движения реализована на национальном уровне. Система настолько универсальна, что данный набор решений — при условии, что для него будет подготовлена «почва» в виде соответствующей законодательной базы — легко может быть перенесен в любую страну. Этот опыт вызывает огромный интерес как со стороны наших ближайших соседей (например, Российской Федерации), так и со стороны партнеров Беларуси по Евразийскому экономическому союзу.

…и не говорите, что не слышали

Оператором системы BelToll является ИООО «Капш Телематик Сервисиз». Именно на нем лежит ответственность за то, чтобы автоматическая оплата проезда по платным дорогам Беларуси работала в соответствии с утвержденным на государственном уровне регламентом — как на уже существующих участках, так и на тех, которые будут введены в эксплуатацию в будущем. Причем техническая сторона вопроса практически сразу после введения системы в эксплуатацию заработала без нареканий. Серьезные дополнительные усилия (как оператору, так и государству) пришлось приложить на этапе всестороннего информирования и методичного разъяснения особенностей ее функционирования — чтобы у тех, кто искренне желает разобраться в работе системы и сделать все в соответствии с требованиями действующих норм законодательства, а не ищет повод уклониться от уплаты сбора, были для этого все возможности.

В результате сегодня вряд ли кто-нибудь сможет пожаловаться на недостаток нужной информации или сложности в ее поиске. Едва ли не первое, чем встречает иностранных водителей каждый из 24 основных и 10 упрощенных автомобильных пунктов пропуска при въезде на территорию нашей страны, — это листовка паспортного формата на русском и английском языках с информацией о платных дорогах. Только за один месяц раздается 350 тыс. таких листовок! Здесь же расположены дорожные знаки индивидуального проектирования с информацией о платных дорогах и транспортных средствах, на которые распространяются обязательства по оплате, а также расстоянии до ближайшего пункта обслуживания, где можно приобрести бортовое устройство и пополнить его баланс. На дорогах установлены дорожные знаки государственного образца, а каждый пункт обслуживания (их сегодня 49 по всей Беларуси: 5 контактных, 31 дистрибуционный и 13 приграничных) обозначен соответствующими информационными конструкциями. А полный объем любой необходимой информации по работе системы BelToll на русском, белорусском, английском, польском, литовском, латышском и немецком языках можно найти в интернете на сайте beltoll.by.

Платных дорог будет становиться больше

Сегодня общая протяженность сети платных дорог в Беларуси составляет 1513 км. Однако совсем скоро — ориентировочно в ноябре 2016 г. — к ней должен добавиться участок трассы М5 Боб-руйск-Жлобин и участок дороги Р23 до Слуцка. Всего же Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 гг. предусматривает увеличение сети платных дорог на 70% по отношению к существующим цифрам.

Однако система BelToll готова к предстоящим переменам. Основная часть, в том числе ключевые технические решения, уже функционирует, и теперь к ней можно присоединять все новые и новые участки. А судя по тому, что в первом квартале 2016 г. число нарушений сократилось на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, готовы к этому и сами автовладельцы.

Add Comment