История о том, как коренной брестчанин стал сельским учителем

19 мая – День работников физической культуры и спорта

Учитель физической культуры и здоровья Бостынской школы Дмитрий ШАШ принадлежит к тем педагогам, которые совмещают в себе любовь к детям, знание предмета и методики преподавания, а также творческое, душевное отношение к обучению. Сомневаться в его популярности у детей не приходится – энергичный, инициативный и совсем не похожий на типичного «физрука» из анекдотов. Про таких людей говорят, что они работают с огоньком, отдавая делу всего себя.


Коренной брестчанин с детства играл в футбол и волейбол. Занимался академической греблей, окончил училище олимпийского резерва и Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина. Несмотря на то, что его жизнь была неразрывно связано со спортом, о том, что когда-то станет учителем физической культуры и здоровья, да еще и в сельской школе, даже и не думал.

– Честно говоря, когда учился в вузе, идти работать по специальности в планах не было. Большинство студентов не представляли себя в спортивном костюме и со свистком на шее после окончания учебы. Мы просто получали высшее образование. Я был из их числа. Хотел реализовать себя в МЧС или милиции. Однако судьба распорядилась иначе. Виновницей перемен стала будущая супруга. Впервые приехал на Лунинетчину на знакомство с семьей Елены, и просто влюбился в эти живописные места и размеренную сельскую жизнь в Дятловичах. Каменные высотки и быстрый темп, к которым привык с детства, всегда хотелось поменять на свой дом с двориком, где можно разбить сад и огород. Поженившись, приняли решение обустраиваться на малой родине супруги. Купили дом. Я устроился тренером в Лунинецкую СДЮШОР на базе Бостынской и Дятловичской школ. График работы конечно был не всегда удобным. Времени катастрофически не хватало. Только представьте: перерыв между тренировками – 10 минут. И за это время необходимо было успеть добраться из одного учреждения в другое. Тогда казалось, что всё это не мое, работа не приносила никакого удовольствия, особенно, когда брал в руки расчетный лист по заработной плате и видел, что денег едва хватает на жизнь, не говоря уже о ремонте дома. Думал, поработаю до конца учебного года и брошу. Но радостная новость о появлении сына вновь изменила планы. С рождением Ванюши не стал рисковать со сменой работы. А в августе, в награду за терпение (улыбается – Н.О.), предложили ставку учителя физкультуры в Бостыни.

Дмитрий признается, что волнения на первых уроках не было. Маленькие «почемучки» встретили молодого учителя с улыбками и задором, а старшеклассники увидели в нем товарища.

– Деревенские дети более простые, открытые что ли. Мне кажется, что они больше уважают учителя и ценят его труд. Конечно, процесс обучения протекает неотрывно от воспитания. Шучу, интересуюсь их жизнью вне школы. Они видят, что мне не все равно, поэтому идут на контакт.

На вопрос, как завоевать детскую любовь, отвечает не задумываясь:

– Добротой. Даже не пытаюсь создать образ «грозного дяди», которого все боятся и слушаются. Да, сегодня ребенок может сделать что-то плохое, но уже завтра я не буду на этом акцентировать внимание – это же дети, они могут ошибаться, им надо давать шанс. Они должны видеть во мне обычного человека, который знает чуть больше.
Привлекая детей к занятиям спортом, Дмитрий Александрович не остаётся в стороне: занимается вместе с ними, является примером для воспитанников, проявляет спортивную активность вне уроков:

– На мой взгляд, учитель физкультуры не должен быть сторонним наблюдателем. Здесь важно заманить, заинтересовать, максимально раскрыть возможности учеников. Многие дети из неблагополучных семей, поэтому нужно не просто отработать часы, а направить свободное время школьников в нужное русло. А ещё, как учителю, самому необходимо быть в хорошей физической форме. Ведь мы на собственном примере создаем мотивацию у детей к занятиям.

Сегодня в коридорах школы стоят теннисные столы. На переменах ученики с удовольствием играют в настольный теннис. По каждому виду спорта тренировки Дмитрий Шаш проводит тщательно, но все же наибольшее внимание уделяет секции волейбола.

– Классы в школе маленькие. Учителю это только на руку, ведь проводить занятия с небольшим количеством учеников проще: каждому ребенку уделишь внимание. Но есть и минус: когда мало учащихся, трудно организовать командные игры. Сейчас сборная собрана, но в нее входят 9-11-классники. Они будут поступать, поэтому присматриваю малышей, из которых может получится достойная смена. Не остаемся в стороне от районных соревнований, с достоинством защищаем честь школы на различных турнирах.

Молодой педагог, не ищет спокойной жизни, стремится к новизне в работе, к позитивным изменениям в деятельности школы. Под опеку взял старенький стадион. На футбольных воротах появились крепежи для сеток, в планах с помощью руководством школы обновить спортгородок.

В конце беседы Дмитрий Александрович отметил, что другой жизни для себя не представляет и даже рад, что все сложилось именно так. Педагог надеется, что для кого-то станет ориентиром в жизни: кто-то пойдет по следам любимого учителя, другим привьёт любовь к здоровому образу жизни. На собственном примере он показал, что агрогородки, деревни и посёлки бывают разные, но бояться там жить и работать не стоит, особенно если сердце просит тишины и умиротворения, а профессия приносит удовольствие.


Наталья ОРЕШКЕВИЧ. Фото автора.