Поликлиника «на колесах»

В ноябре 1978 года микашевичская больница приняла первых пациентов, в том числе – отделение «скорой помощи» и приемного покоя. С той поры прошло четыре десятилетия. Что сегодня представляет собой эта важнейшая служба учреждения здравоохранения? Какое оборудование есть на «вооружении» у его представителей? Созданы ли надлежащие условия работы для тех, кто ежедневно, а то и – ежечасно,  спешит на помощь к землякам? Эти и другие вопросы стали поводом для посещения городской больницы.

Экстренный, срочный, неотложный…

В день моего визита работу микашевичской «скорой помощи» координировала медсестра приемного отделения Ольга Каленкович, которая в последние годы первой узнает о случившейся беде на другом конце телефонного провода.

–  Большая часть обращений по линии «103» теперь принимает диспетчер «скорой помощи» Лунинецкой ЦРБ. Там они дифференцируются и передаются бригадам, – рассказывает собеседница. – Если же звонок поступает непосредственно нам, то моя самая главная задача – узнать как можно больше о состоянии человека, которому нужна медицинская помощь. Задаю уточняющие вопросы, детально расспрашиваю о симптомах. Такие «допросы» – не праздное любопытство. Они необходимы, чтобы понять, что произошло с больным и дать, например, несколько полезных советов, как облегчить его состояние до приезда бригады «скорой помощи».

Как рассказала Ольга Леонидовна, все вызовы делятся на три категории. Именно от этого напрямую зависит время выезда медиков. Так, при экстренных вызовах, а к ним относятся дорожно-транспортные происшествия, падения с высоты, пожары и другие ситуации, представляющие в момент обращения опасность для жизни человека, машина «скорой помощи» должна  отправиться к месту назначения в течение 4 минут. Незамедлительно она выезжает и к несовершеннолетним всех возрастов. А вот, например, астматический приступ или аритмию классифицируют как срочный вызов: на «сборы» бригаде отведено четверть часа. В случае же, когда на другом конце телефонного провода заводят речь о головной боли, высоком давлении или температуре, общем недомогании – звонок относят к неотложным.  

– Для повышения уровня обслуживания населения такие обращения в будние дни переадресуем в регистратуру микашевич-ской поликлиники, и тогда к пациентам отправляется помощник участкового врача-терапевта. Если звонок поступает из района, можем перенаправить его в ближайшую амбулаторию или ФАП. В любое другое время на неотложные вызовы в течение часа выезжает «скорая», – говорит медицинская сестра. – Территория обслуживания у нас внушительная. В нее, помимо Микашевич, населенные пункты деревни Синкевичского, Редигеровского и Лахвенских сельсоветов. Поэтому бывают такие дни, когда за 12-часовую смену два автомобиля службы «103», которые постоянно работают на линии, практически не возвращаются на базу. Очередные адреса, где ждут медицинской помощи, передаются по мобильной связи.

Сведения по каждому обращению в подробностях заносятся в специальную компьютерную программу и дублируются в журнале. А еще обязательно оформляется карта вызова, которая содержит  данные больного, оценку состояния его здоровья, оказанную помощь, результат визита и даже километ­ры, которые прошла машина «скорой». Кроме того, ведется аудиозапись звонков, а в помещениях «скорой помощи» и приемного покоя установлены видеокамеры. Вся информация с них хранится в специальном архиве.

«Работа у нас такая…»

Служба «103» требует максимальной собранности. Никогда не знаешь, что произойдет через минуту, – рассказывает старший фельдшер Дмитрий Фурсевич (на снимке справа). – Поэтому с первых дней работы здесь взял за правило приходить за 20-30 минут до начала смены. Проверить, первым делом, и, при необходимости, пополнить ящик с медикаментами. На выезде, особенно в экстренных случаях, быстро сориентироваться и найти нужный препарат жизненно важно. Следующий пункт – проверка специального оборудования в машине «скорой помощи», исправности ее автономной электрической сети.

Кардиограф, дефибриллятор-монитор, кислородные маски, транспортировочные носилки… На «вооружении» микашевичских работников службы «103» есть все необходимое для оказания квалифицированной помощи населению. Самым значимым приобретением последних лет здесь называют новый автомобиль, полученный в качестве спонсорской помощи от ОАО «Спецжелезобетон».

 –  Сегодня у фельдшеров выездных бригад есть все возможности, например, минимизировать последствия инфаркта и инсульта, если до больничного покоя все было сделано быстро и правильно. Поэтому время, профессионализм и современное оборудование много значат в работе «скорой помощи», –  подчеркивает Дмитрий Иосифович. –  А еще взаимопонимание и психологическая совместимость в коллективе. У нас они идеальные. Несмотря на непростые условия работы, в нашей службе почти нет текучести кадров. Как правило, если из подразделения уходят, то только на заслуженный отдых.  Даже в тяжелых случаях работаем спокойно, без спешки и паники. Именно поэтому коллектив, а это 14 фельдшеров, 8 водителей, 4 медицинские сестры и 5 санитарок, можно сравнить с дружной командой профессионалов, которых объединяет любимое дело.

Здесь хранят память о Вячеславе Прусаке и поддерживают постоянную связь с Ниной Белоусовой – первыми фельдшерами «скорой помощи», работавшими в нынешнем здании учреждения здравоохранения. А современное молодое поколение медиков всегда может рассчитывать на ветеранов службы «103» – Галину Турчину,  Валентину Смирнову и Елену Адамец. Умудренные жизнью и опытом специалисты безотлагательно придут на помощь, поделятся опытом и знаниями.

– Наши фельдшеры в установленные законодательством сроки посещают курсы повышения квалификации в специализированных центрах, –  говорит собеседник. – Своими силами организовали ежемесячное внутреннее обучение персонала. Оперативно разрешать различные вопросы помогают и рабочие встречи с руководителем филиала Андреем Ганисевским. Во время таких совещаний, а они проходят после каждой смены, анализируются в деталях все выезды и действия бригад за последние 12 часов.

Руководство учреждения здравоохранения уделяет пристальное внимание не только выполнению служебных обязанностей подчиненными, но и охране труда. И хотя сделать это на площадях, построенных 40 лет назад, не всегда бывает просто, все же нашли просторное помещение, в котором оборудовали комнату приема пищи, установили шкафы для переодевания и многое другое.

Особенный народ

Именно так большинство горожан с уважением характеризуют водителей автомобилей «скорой помощи», среди которых уже почти 15 лет значится имя Александра Кунцевича.

– Мой трудовой путь едва ли отличается от многих моих коллег, –  подчеркивает Александр. – Профессию водителя получил в профтехучилище №160 города Лунинца, после окончания вернулся на малую родину в Синкевичи. Первую тысячу километров на спидометре автомобиля «намотал» в местном колхозе «40 лет Октября». Затем была работа в ОАО «Полимер».

Как признается Александр Иванович, только оказавшись за «баранкой» специального автомобиля, осознал, насколько ответственные задачи стоят перед водителем. Необходимо не только чувствовать технику, виртуозно управляя ею на дорогах Лунинетчины. Надо досконально знать местность, названия улиц, расположение домов и подъездов, заезды во дворы и т.д.

– Всякий раз с признательностью вспоминаю наших фельдшеров, которые всегда берут под опеку новичков-водителей, – подчеркивает собеседник. – Помогают им быстро влиться в работу, учат ориентироваться в поездках.

Главная обязанность водителя «скорой помощи» – доставка к месту назначения медицинской бригады. Как должное воспринимает водитель и сопровождение  фельдшеров при вызовах в ночное время или помощь с выносом пациента на носилках из квартиры.

– На дороге водители с пониманием относятся к автомобилю с мигалками, уступают дорогу без всяких проблем. А вот дворы многоэтажек, как и состояние дорог в сельской местности, давно стали для «скорой помощи» настоящей головной болью, – признается А.И. Кунцевич. –  Паркуются, как хотят и где хотят, абсолютно не думая, как в случае необходимости проедет спецтранспорт.

Свою машину Александр Иванович бережет, своевременно проводит профилактический ремонт, убирает, моет. Именно потому в пути техника его никогда не подводит.

– Поломка в дороге – беда для любого водителя, а про «скорую помощь» и говорить нечего, – говорит собеседник. –  Поэтому вместе с Владимиром Симончиком, Владимиром Чернушевичем, Михаилом Панасевичем и другими коллегами тщательно следим за нашими «ласточками». Тем более, что с запасными частями нет проблем.

Сегодня за плечами А.И. Кунцевича тысячи самых разных вызовов. Но, человеческая память, в первую очередь, запечатлевает самые трогательные, радостные  моменты. На просьбу вспомнить самые запоминающиеся моменты за почти полтора десятилетия работы в службе «103», Александр Иванович без колебаний назвал доставку будущих мам в роддом. Три таких поездки закончились родами в автомобиле прямо посреди дороги. И как тут не поверить в предзнаменование: наш разговор прервал вызов к многодетной горожанке, которая ждала  очередного малыша…

Говорят, что пока существуют болезни, будет не только страх, но и надежда. И кто, как не представители «скорой помощи», даруют ее первыми? Поэтому хочется пожелать всему коллективу здоровья, энергии и сил в такой непростой работе.